rus version eng version
 
Главная / Коллекция / Танки / Pz.Kpfw. III Ausf. J
Pz.Kpfw. III Ausf. J
Pz.Kpfw. III Ausf. J

Pz.Kpfw. III Ausf. J

Pz.Kpfw. III Ausf. J
 

 

Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись Pz.Kpfw.III, Panzer.III, Pz.III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz.141 (Sonderkraftfahrzeuge 141 — машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе Pz.Kpfw.III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3.

Эти боевые машины использовались Вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях. Последние записи о боевом применении Pz.Kpfw.III в штатном составе подразделений Вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года Pz.Kpfw.III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на значительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные Pz.Kpfw.III с хорошими результатами использовались Красной армией. На базе Pz.Kpfw.III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.

Заказ на производство «нулевой серии» из 25 танков, предназначенной для войсковых испытаний, был выдан Управлением вооружений в декабре 1935 года, при этом выпуск первых танков был намечен на октябрь 1936 года с тем, чтобы передать все 25 машин войскам уже к 1 апреля 1937 года. К тому времени обозначение танка несколько раз менялось, пока приказом от 3 апреля 1936 года не было установлено в окончательном варианте — Panzerkampfwagen III.

Модификация Ausf. A (№ шасси: 60101 - 60110) была выпущена в 1937 году в количестве 10 единиц. Танк был вооружен 37-мм пушкой и двумя спаренными пулеметами в башне. Третий пулемет радиста установлен в лобовом листе корпуса справа. Экипаж состоял из пяти человек: командир, наводчик, заряжающий, радист и водитель. 12-цилиндровый двигатель и пятискоростная коробка передач. В ходовой части пять опорных катков с подвеской на спиральных пружинах и два поддерживающих ролика. 15-мм броня защищала лишь от пуль ружейного калибра. Ввиду слабости бронирования и неудачной подвески, танки модификации А в феврале 1940 г. выведены из боевого состава.

Модификация Ausf. B (№ шасси: 60201 - 60215) явилась второй попыткой создать танк массой 15 тн. Всего в 1937 году было произведено 15 машин. Ходовая часть полностью отличалась от модификации А. Имела восемь опорных катков на борт, сблокированных попарно на концах листовых рессор. Количество поддерживающих роликов увеличилось до трех. Изменилась конструкция командирской башенки и воздухозаборников. В феврале 1940 года, после боев в Польше, ввиду неудовлетворительной ходовой части и слабого бронирования выведена из боевого состава.

Модификация Ausf. C (№ шасси: 60301 - 60315) стала очередной попыткой усовершенствовать ходовую часть. Эта модификация все еще имела 8-ми катковую ходовую часть. Танки имели планетарное сцепление, тормоза с сервоприводами, новые формы ведущего колеса и ленивца. Модификация С выпускалась с конца декабря 1936 по январь 1937 года. Всего изготовлено 15 единиц. Танки этой модификации воевали в Польше в сентябре 1939 года.

Модификация Ausf. D (№ шасси: 60221 - 60225, 60316 - 60340) - стала последней попыткой усовершенствовать машины класса 15 тн с 15-мм броней. В ходовую часть для усиления установили наклонные листовые рессоры в подвеско первых и последних пар опорных катков. Новые ведущие колеса и ленивцы. Новая форма командирской башенки с бронированием 30 мм и пятью смотровыми щелями. С января 1937 по январь 1938 года изготовлено 30 танков. После боев в Польше в феврале 1940 года танки этой модификации выведены из боевого состава.

Модификация Ausf. E (№ шасси: 60401 - 60496) - первая серийная партия этого типа танка. Главное отличие этой модификации - новая удачная ходовая часть из 6-ти опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Увеличилась толщина брони до 30 мм. На обоих бортах появились люки аварийной эвакуации. На правом борту подбашенной коробки появился смотровой прибор радиста. Танки оснастили более мощным двигателем и новой коробкой передач. С декабря 1938 по октябрь 1939 года изготовлено 96 танков этой модификации.

Модификация Ausf. F (№ шасси: 61001 - 61650) в основном аналогична модификации Е. Основные изменения коснулись системы зажигания. Впервые на крыше передней части корпуса появились воздухозаборники для вентиляции тормозов и охлаждения редукторов. Большая часть танков еще вооружалась 37-мм пушкой, но некоторые машины получили 50-мм пушку во внешней маске. С сентября 1939 по июль 1940 года было выпущено 435 единиц. В 1940 году большая часть танков этой модификации входила в состав семи танковых дивизий на Западном фронте.

Модификация Ausf. H (№ шасси: 66001 - 66650). Опыт боев в Польше и Франции потребовал усиления бронирования. Конструктивная броня дополнена 30-мм экранами в лобовых и кормовых частях корпуса. Это были первые танки с переделанной под нее башней. Увеличилась конструкции башни за счет кормового башенного листа. Машины получили новую трансмиссию, ведущие и направляющие колеса. Введены приборы постановки дымовой завесы. Танки впервые получили ящики, укрепленные на корме башни. С октября 1940 по апрель 1941 года выпущено 308 единиц. Танки этой модификации пополняли дивизии, нацеленные на СССР.

Модификация Ausf. J (№ шасси: 68001 - 69000, 72001 - 74100) выпускалась с марта 1941 года по июль 1942 года. Лоб и корма машины были защищены 50-мм броней. Бронирование бортов и башни составило 30 мм. Броневая защита маски пушки увеличилась на 20 мм. Новыми стали смотровой прибор водителя и шаровая установка пулемета радиста, одностворчатые люки доступа к трансмиссии на верхнем носовом листе корпуса, новые воздухозаборники для охлаждения тормозов и бортовых редукторов.Прибор дымовой завесы помещен под крышей кормовой части корпуса. Первоначально танки Pz.III.Ausf. J вооружались 50-мм пушкой KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 года, на них начали устанавливать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Всего было построено 1549 машин с пушкой KwK 38 L/42 и 1067 машин с пушкой KwK 39 L/60. Первые танки этой модификации поступили на вооружение дивизий, посланных в сентябре 1941 года на Восточный фронт, остальные поступали на восполнение потерь первого года войны в России и в Северной Африке.

Модификация Ausf. L (№ шасси: 74001 - 75500) получила увеличенную до 57-мм броню лба башни. Лобовая броня усилилась дополнительным экраном в 20-мм. Изменилась конструкция воздухозаборников и лючков на крыше кормы. Все танки вооружались 50-мм пушкой с длиной ствола в 60 калибров. С июня по декабрь 1942 года изготовлено 653 единицы.

Модификация Ausf. M (№ шасси: 73851 - 77800) - последняя модификация вооруженная 50-мм пушкой. Ничем не отличалась от предыдущей серии. Танки получили оборудование для преодоления вброд водных препятствий. По бортам башни стали крепиться по три мортирки для запуска дымовых гранат. Машины получили кронштейны для крепления противокумулятивных экранов. На часть танков устанавливались так называемые восточные гусеницы. С октября 1942 по февраль 1943 года было изготовлено 250 единиц.

Модификация Ausf. N (№ шасси: 76101 - 77800). Ввиду снижения эффективности действия танков Pz.III против танков противников было решено вооружить его 75-мм пушкой. Фугасный заряд стал гораздо мощнее. В боезапас также входили кумулятивные снаряды с большой броневой пробиваемостью. Танки получили новую командирскую башенка с одностворчатым люком на ней. Машины этой модификации оснащались бортовыми навесными противокумулятивными экранами. С июня 1942 по август 1943 года выпущено 663 единицы. На этой модификации выпуск танков Pz.III был прекращен.

Pz.III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до африканской пустыни, повсюду пользуясь любовью немецких танкистов. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли «трешке» успешно бороться с более мощными Т-34, КВ и «Матильдами» в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные Pz.III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами как раз в силу выше перечисленных причин: комфорт, отличная оптика плюс прекрасная радиостанция. Впрочем, Pz.III, как и другие германские танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками.

Производство Pz.Kpfw.III было прекращено в 1943 году, после выпуска чуть более 5 тысяч танков. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ (Sturmgeschutz-StuG) на его базе.