rus version eng version
 
Главная / Коллекция / Бронетехника / Д-8
Д-8
Д-8
ФАИ
ФАИ
БА-10А
БА-10А
ФАИ-М
ФАИ-М
БА-64
БА-64

Д-8 (обр.1931 г.)

Д-8
 

 

К концу 20-х годов на вооружении Красной Армии находились лишь пушечные бронеавтомобили марки БА-27 на шасси грузового автомобиля АМО-Ф-15. Машина была довольно громоздкой и неповоротливой. Армии требовался еще и подвижный пулеметный броневик, предназначенный в основном для разведки, связи и боевого охранения.

В сентябре 1930 года Управлением механизации и моторизации РККА создание такого бронеавтомобиля были поручены опытному конструкторско-испытательскому бюро под руководством Николая Дыренкова.

Для броневика было выбрано шасси легкового Форд-А, которое предполагалось выпускать по чертежам Форда из американских комплектующих на Нижегородском автомобильном заводе (в то время - "Красный Гудок"). Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диаметра.

Бронекорпус был изготовлен по подобию американского броневика Т-6. Он имел низкий силуэт и сильно наклонённые броневые листы, способствующие рикошетированию пуль. Стремясь облегчить и уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной броневой защитой, Дыренков отказался от традиционной башни и разместил вооружение внутри приземистого корпуса.

Корпус броневика состоял из броневых листов различной формы толщиной 3-6 мм соединявшихся между собой сваркой. Бронированный капот с откидывающимися боковыми складными дверцами впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а воздух шел через наклонный бронелоток, защищавший переднюю ось.

Д-8Д-8 в цехе Экспериментального завода НКПС. Февраль 1931 год

 

Вооружение Д-8 состояло из пулемета ДТ с запасом патронов в 2079 шт. (в том числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем. В кормовой части была предусмотрена еще одна огневая точка с таким же пулеметом. В экспериментальных образцах в боковых стенках корпуса предусматривались дополнительные шаровые установки для установки пулеметов. Но из-за не удобства вести из них обстрел, на серийных броневиках от них отказались, закрыв отверстия бронезаслонками. Экипаж Д-8 бронеавтомобиля, состоявший из двух человек - водителя и командира, который одновременно выполнял обязанности пулеметчика, в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел.

Бронеавтомобиль имел колесную формулу 4x2. Зависимая подвеска машины, состоявшая из поперечно расположенных полуэллиптических листовых рессор, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 80 км/ч. Колеса с проволочными спицами, расположенными в три ряда, обладали большой жесткостью в продольной и поперечной плоскостях.

Небольшая партия бронеавтомобилей была изготовлена на Ижорском заводе в 1931-1932 годах. Количество выпущенных машин точно не известно. По разным источникам вместе с Д-12 было произведено ок.60 единиц. Последние выпущенные броневики имели усиление сварных стыков бронелистов броневыми накладками и 2-х створчатые броневые жалюзи радиатора в отличие от 6-ти створчатых на ранних машинах.

Д-8Упрощенная серийная версия Д-8

 

С началом формирования в 1933 году механизированных корпусов бронеавтомобили Д-8 начали вводить в состав разведывательных подразделений. Отзывы об эксплуатационной надежности Д-8 были невысокими, кроме того, машина оказалась слишком тесной, а по ходовым качествам и размещению вооружения она не соответствовала предъявляемым армией требованиям. Тем не менее часть броневиков продолжали оставаться в составе первых мехкорпусов вплоть до их расформирования в 1938 г.

Д-8Бронеавтомобиль Д-8 на учениях

 

В 1933 году на базе Д-8 были созданы легкие броневые дрезины. При помощи специального подъемного устройства Д-8 переоборудовался в железнодорожный вариант. К положительным качествам, позволяющим эффективно использовать дрезины как средство механизированной разведки в бронепоездных частях, отнесли высокую скорость движения - до 100 км/ч по рельсам. Переход на рельсы силами экипажа занимал не более 10 мин. Броневые дрезины в целом получили высокую оценку.

Ж.д. вариант бронеавтомобиля Д-8. Подъем бронедрезины осуществлялся с помощью специального домкрата. Съемные диски устанавливались поверх автомобильных колес.

 

С 1934 года Д-8 входили в состав авиадесантных частей. Благодаря небольшой массе и достаточно простой конструкции бронемашину Дыренкова было решено задействовать в ходе экспериментов по десантированию посадочным способом. В качестве самолёта-носителя был выбран тяжелый бомбардировщик ТБ-3, под фюзеляжем которого кормой вперед подвешивался Д-8. Соответствующая подвеска ПГ-12 была разработана конструкторским бюро под руководством инженера Гроховского. Результаты этих испытания оказались положительными и на Больших Киевских маневрах, прошедших летом-осенью 1935 года, процесс десантирования был продемонстрирован иностранным военным советникам.

Д-8Д-8 на подвеске ПГ-12 под бомбардировщиком ТБ-3 для десантирования посадочным способом

 

Бронеавтомобили Д-8 принимали участие в военных парадах и смотрах военной техники.

Д-8 на военных парадах

 

Д-8Бронеавтомобили Д-8 перед выходом на Красную площадь. Москва, 7 ноября 1934 года

 

Бронеавтомобилям Д-8 довелось повоевать в ходе Зимней войны, когда из-за нехватки бронетехники в стрелковых частях пришлось использовать старые машины. Финские войска захватили несколько броневиков и относясь к любой трофейной технике весьма бережливо, отремонтировали и долгое время продолжали использовать вплоть до 1943 года.

Использование Д-8 финской армией

 

К началу Великой Отечественной войны Д-8 окончательно устарели, но тем не менее приняли и в ней участие, что подтверждается нашим найденным в Смоленской области бронеавтомобилем.