rus version eng version
 
Главная / Коллекция / Трофейные машины / Krupp Protze L2H43 Kfz.69
Horch 830 R
Horch 830 R
Mercedes-Benz 170VK Kfz.2
Mercedes-Benz 170VK Kfz.2
Mercedes-Benz Stuttgart 260
Mercedes-Benz Stuttgart 260
Krupp Protze L2H43 Kfz.69
Krupp Protze L2H43 Kfz.69
VW Typ 166 Schwimmwagen
VW Typ 166 Schwimmwagen
Demag D7 Sd.Kfz.10
Demag D7 Sd.Kfz.10
NSU-Kettenkrad HK-101
NSU-Kettenkrad HK-101

Krupp Protze L2H43 Kfz.69 (1935 г.в.)

Krupp Protze L2H43 Kfz.69
 

 

Начало изготовления автомобильных тягачей, получивших неформальное название «Krupp-Protze» с обозначением L2H43 было связано с предоставлением А. Гитлером в 1930 г. возможности автомобильному отделению «Фридрих Крупп АГ, Крафтвагенфабрик» выполнить крупный заказ на автомобильные тягачи с колесной формулой 6 х 4 для буксировки легкой артиллерии массой до 1 тонны. Изготовление первой партии новых тягачей началось в 1934 году. Первые прототипы не имели характерного скошенного капота, так как первоначально должны были стоять дизельные агрегаты. Но с ними не заладилось, и были установлены оппозитные четырех цилиндровые двигатели объемом 3308 куб.см и мощностью 55 л.с. Так как такой мотор не требовал водяного охлаждения и, соответственно, не имел радиатора, автомобиль получил свою неповторимую и узнаваемую форму - короткий капот, компактную решетку радиатора, открытую кабину и 4-х местный кузов. После чего за ним прочно закрепилось прозвище Schnauzer — «носатый».

Для этого года машина имела очень прогрессивную конструкцию, а именно независимую подвеску задних колес и гидравлические тормоза, таким набором мог похвастаться не каждый гражданский автомобиль. Получившуюся колесную формулу 6 х 4 немецкие инженеры считали вполне достаточной и сопоставимой с полно приводным автомобилем.

Практически сразу после испытаний автомобиль был принят на вооружение. Krupp-Protze мог взять на борт груз весом до 1,5 тонн, и за счет независимой подвески и односкатной ошиновки всех колес имел хорошую проходимость. В серию тягач пошел в 1934 году и выпускался до 1942 года.

Машина имела открытую двухместную кабину и закрытый тентом кузов, представлявший собой деревянную бортовую платформу со стальными стягивающими полосами. Если машина служила для буксировки орудий Pak 35/36, то в кузове вдоль бортов размещались ящики для укладки боеприпасов, запчастей, инструмента. Они же и служили скамейками для расчета - солдаты сидели по бортам лицом друг к другу. Автомобиль, предназначенный для перевозки личного состава, укомплектовывался скамейками, которые крепились поперек кузова так, что солдаты на передней скамейке сидели лицом по ходу движения, а на задней – лицом назад. В армейских мастерских к этим машинам изготовляли деревометаллические кузова.

Начиная с 1937 года, после произошедшей модернизации, автомобильный тягач Krupp-Protze стал выпускаться с 60-сильным мотором и получил обозначением L2H143. Наравне с увеличенной на 5 л.с. мощностью двигателя, увеличивается расстояние колесной базы, между передним и средним мостом и базой задних колес на 2445 мм и 910 мм соответственно против 2470 мм и 860 мм на модели L2H43.

Среди автомобилей на базе L2H43/L2H143 в периоды Второй мировой войны наиболее часто встречались артиллерийские тягачи Kfz.69, предназначенные для буксировки противотанковых 37 миллиметровых пушек. Производились также транспортные машины Kfz.70 с бортовым кузовами, фургоны Kfz.19, Kfz.68, Kfz.72 разного назначения, автомобили Kfz.81 для установки легких пушек и шасси Kfz.83 для зенитных прожекторов. Кроме того было собрано несколько представительских кабриолетов Kfz.21 с открытыми 6-ти местными кузовами производителя «Хебмюллер» с «нормальной» передней облицовкой, высоким фальш-радиатором и двумя запасными колесами на стенке багажника.

В зависимости от назначения и комплектации полная масса автомобиля составляла 2450-3600 кг, масса буксируемого прицепа – 1000 кг, расход топлива – от 27 до 40 л на 100 км, запас хода – 275-400 км. Максимальная скорость при движении по шоссе с прицепом достигала 70 км/ч.

Модификации и варианты:

  • Kfz.19 – мобильный телефонный узел связи;
Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19
Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19 Kfz.19
  • Kfz.21 – командирский штабной или представительский кабриолет на шасси L2H143 с открытым 4-дверным кузовом;
Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21
Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21 Kfz.21
  • Kfz.68 – мобильный радиоузел;
Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68
Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68 Kfz.68
  • Kfz.69 – автомобиль-тягач 37-мм противотанковой пушки PaK-35/36;
Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69
Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69
Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69 Kfz.69
  • Kfz.70 – стандартный грузовой автомобиль-транспортер для перевозки личного состава;
Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70
Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70 Kfz.70
  • Kfz.81 – зенитная установка с пушкой 20-мм Flak 38;
Kfz.81 Kfz.81 Kfz.81 Kfz.81
  • Kfz.83 – подвижный прожектор ПВО мощностью 8 квт, диаметром 60 см;
Kfz.83 Kfz.83 Kfz.83 Kfz.83
  • Sd.Kfz.247 – штабной бронетранспортер.
Kfz.247 Kfz.247 Kfz.247 Kfz.247

Всего на протяжении периода 1934-1941 годов было произведено около 7000 машин «Krupp-Protze» моделей L2H43 и L2H143. До сих пор конструкция этих автомобилей считается одной из наиболее оригинальной среди военных машин такого класса.